Советская система более логична и последовательна, в ней есть межпредметные связи.
Ребенок понимает взаимосвязь между математикой и физикой, химией и биологией. В рамках одного предмета каждая предыдущая тема связана с последующей. Это позволяет детям «наращивать» новые знания на уже имеющиеся, создавая целостную картину мира.
Иллюстрации советских книг максимально приближены к реальности.
Никаких ярких зверей и фантастических героев. На страницах изображены обычные дети, занятые обычными делами: игрой, учебой, помощью старшим.
В советских учебниках нет «визуального шума».
Глаз не цепляется за яркие «рамочки» и сноски, как в современных книгах, и ребенку легче сосредоточиться на основной теме.
Упор на всестороннее образование.
По мнению последователей советской системы образования, учебники 1940-50-х годов нацелены на формирование всесторонне развитой личности, которая сможет осваивать разные профессиональные направления в дальнейшем.
5 самых популярных советских книг, которые пригодятся и учителям, и родителям
Несмотря на то, что внедрять советские книги в современную систему образования нет необходимости, каждый родитель и педагог может брать самое ценное из них для внеклассных и дополнительных занятий.
1. «Четыре времени года» (1949).
По мнению многих родителей, эта маленькая книга может заменить десятки современных красочных изданий о природе. Пособие предназначено для воспитателей детских садов, но вполне может применяться и в начальной школе. В нем собраны художественные рассказы русских классиков о природе, вопросы для наблюдений, загадки, приметы и задания о сезонных изменениях в природе.
2. «Арифметика», А. Пчелко (1955).
В Советском Союзе учебники Александра Пчелко были настольными книгами для школьников первого-четвертого классов. Сегодня пособие не теряет актуальности и за счет четкой структуры считается одним из лучших среди поклонников советской системы образования.
3. «Родная речь» (1954).
Все тексты в пособии имеют четкую структуру и подойдут для работы с детьми, которые только учатся читать. Каждый текст дает поле для обсуждения, развития навыков устной речи и модного нынче навыка «сторителлинг».
4. «Букварь», А. Воскресенская (1952).
Это и есть тот самый «сталинский букварь», с которого все началось. В книге в максимально доступной ребенку форме представлены задания по параллельному обучению письму и чтению. Никаких сложных понятий здесь нет, а упор делается на развитие насмотренности и умения замечать ошибки.
5. «Как читать книги для самообразования», С.П. Поварнин (1924).
А это приятный бонус для учителей. Брошюра будет полезна всем, кто обрабатывает большие объемы информации и много учится.
Список советских учебников по разным предметам: